Сюжет фильма «Бёрдмэн, или неожиданное достоинство невежества» не похож ни на один другой сюжет. За стандартный хронометраж фильм успевает коснуться множества проблем, разворачивая перед зрителем настоящую трагедию потерянного во времени и в своих размышлениях человека. И хотя огромное множество рецензий было написано на этот замечательный фильм, зрители не устанут находить что-то близкое своему сердцу, что-то особенное и сокровенное. Картина окунает нас в пучину терзаний, ненависти, любви, героизма и безрассудства, а затем откачивает и ставит на место, с приближением конца. Кстати, концовка у Бёрдмэна, пусть и может показаться чересчур клишированной, но вполне себя оправдывает. Ну что, посмотрим, чем же кончается фильм «Бердмэн», ознакомившись с его продуманным до мелочей сюжетом.
Мы видим, как нечто напоминающее ракеты-носители от космических аппаратов прорезает небо.
Все дальнейшее повествование вплоть до последней сцены выглядит так, словно снято одним большим дублем.
Место действия: театр Сент-Джеймс
Ригган Томпсон (он же Майкл Китон) парит в позе лотоса в полуметре от пола своей гримерки. Голос Бердмэна, как будто исходящий из постера к фильму «Бердмэн», насмехается над ним. Голос говорит Риггану, что он всегда был Бердмэном и никуда от этого не сможет деться. Говорит, что тот омерзителен ему, что ему следует поднять свой зад и вылезти из этой грязной комнаты, “пахнущей как яйца”.
Ригган – вышедший в тираж актер, пробующий себя на театральном поприще. Ранее он сыграл супергероя Бердмэна, после чего и получил свою популярность.
Нирвану Риггана нарушает звонок по Скайпу. Звонит его ассистентка, она же родная дочь Сэм (Эмма Стоун). Она звонит из цветочного магазина и говорит, что у них нет тех цветов, которые хочет отец. По его словам, для него главное, чтобы они приятно пахли. И он ненавидит розы.
По системе громкой связи Риггана вызывают на сцену для репетиции. По пути на сцену, менеджер Риггана, лучший друг и продюсер в одном лице, Джейк (Зак Галифианакис), переживает за судьбу постановки, в которой Ригган играет, которую он же пишет и режиссирует. Это пьеса, основанная на произведении Раймонда Карвера “О чем мы говорим, когда говорим о любви”. Как выясняется, один из актеров – Ральф (Джереми Шамос) не очень то хорош. Ригган выходит на сцену, где актеры уже ждут его на постановочной кухне. За столом сидят Лесли (Наоми Уоттс), Ральф и Лаура (Андреа Райсборо). В ходе отыгрывания сцены Ригган смотрит наверх, на освещение, после чего один из софитов валится прямо Ральфу на голову, от чего он теряет сознание, ну и заодно свое почетное место в пьесе.
Теперь им необходимо срочно найти замену. Лесли считает, что в качестве кандидата на образовавшееся место, отлично подойдет Майк (Эдвард Нортон), с которым “её вагина имеет близкое знакомство”.
Ригган возвращается в гримерку, где Джейк просит его приготовиться к дневному интервью. Однако журналистов интересует не пьеса, а только лишь увядающая карьера Риггана. Позже, этим же вечером Ригган возвращается на сцену, чтобы познакомиться с Майком.
Майк – особенный актер, самобытно-экспрессивный и использующий неординарный подход в своей игре. Он репетирует диалог с Ригганом, которого перебивает на каждой строчке, попутно критикуя его игру. В конце концов, он соглашается на роль. Сэм ведет Майка переодеваться, так они знакомятся, а Майк успевает не только пофлиртовать с девушкой, но и обнажиться перед ней во время примерки. В то время, как Сэм стоит неподалеку от перевоплощающегося Майка, подходит Лесли и, не замечая девушку за вешалками с одеждой, обращается к Майку, чтобы тот оделся побыстрее, чтобы тот не светил причинными местами перед наркозависимой, дегенеративной дочери-неудачницы Риггана. Тут Сэм показывается и стремительно уходит. Лесли смущается и ругает Майка за то, что тот вовремя не остановил её.
Лаура подходит к Риггану и говорит, что беременна, он в свою очередь делает вид, что счастлив. Она ловит его на притворстве, после чего уходит в гневе.
Джейк объясняет Риггану, что Майк им не по карману, но Ригган не хочет видеть другого актера в своей пьесе, и он настолько уверен, что готов расплатиться с ним собственными деньгами. Кроме того, Джейк делает вклад в общее дело, помогая избежать иска от Ральфа, грозясь слить прессе информацию о странном порно, в котором Ральф однажды засветился.
Сначала организуется пробный показ пьесы. Мак решает пить настоящий джин во время игры на сцене. Помощник режиссера заблаговременно, перед выходом Риггана, рассказывает о задумке Майка, что дает ему возможность незаметно подменить настоящий джин поддельным. Это приводит к тому, что когда Ригган читает свой монолог, Майк понимает, что его надули, и срывает сцену, громко осуждая при переполненном зале Ригган, что тот не дает свободно функционировать персонажам и пьесе в целом.
Ригган командует опустить занавес, после чего они вдвоем вступают в горячую перепалку. Ригган пытается объяснить Майку, что он вложил душу в эту пьесу и не хочет облажаться из-за него. Майк говорит Риггану, что он просто старый актеришка, который в первую очередь не достоин быть на Бродвее. Ригган говорит, чтобы Майк убирался, но Джейк замечает, что с того момента, как появился Майк продажи билетов пошли в гору. Майк не может уйти.
Бывшая жена Риггана, Сильвия (Эми Райан), была в числе зрителей. Она заходит к нему в гримерку, чтобы проведать его. Он говорит, что собирается перезаложить дом в Малибу, ради пьесы. Такие новости сильно огорчают Сильвию, ведь этот дом однажды должен был стать домом Сэм.
Ригган говорит Майку, что хочет потолковать с ним на свежем воздухе. Он говорит, что для него очень важна эта пьеса, и ему кажется, что Майк негодует из-за его популярности. На что Майк отвечает: “Популярность – это всего лишь распутная сестра престижа”.
Майк сворачивает в бар, Ригган следует за ним. Ригган объясняет, что причиной, вызвавшей неумолимое чувство ответственности за эту пьесу, стала салфетка с лестными словами от самого Раймонда Карвера, которую последний вручил Риггану в далекой молодости. Когда Ригган показывает свой памятный подарок, Майк сразу подмечает, что эта салфетка была взята в баре, и, значит, Карвер был просто пьян. Это бумажка, которая ничего не значит.
Ещё он высказывается по поводу предпоказов, аргументируя, что это всего лишь возможность ознакомиться с нюансами работы, что все решит премьера, и лишь она имеет значение. Только она и только мнение персоны в конце барной стойки. Театрального критика по имени Табита (Линдси Дункан). Одна только её рецензия может вознести пьесу, она же может разнести её в пух и прах. Майк пытается открыть глаза Риггану, убеждая, что на Бродвее никто не знает, кто он такой и никого не волнует его былая слава. Сразу после этой реплики какая-то семья узнает Риггана Томпсона и мать семейства просит сфотографироваться с ними, потому что они большие его фанаты. Ригган с удовольствием соглашается, а Майк негодует.
По пути к выходу Майк останавливается возле Табиты, чтобы перекинуться с ней парой слов. Она спрашивает, неужели он беспокоится, что она напишет плохую рецензию. Майк отвечает, что вскоре ей придется это сделать, если представление не удастся. Перед тем как уйти он добавляет, что Ригган очень хорош.
Повторный предпоказ, кажется, протекает в четком соответствии со сценарием, без инцидентов и уже подходит к финалу. В последней сцене персонаж Риггана застукивает персонажа Майка в кровати отеля с персонажем Лесли. К несчастью, когда они готовятся начинать сцену, Майк, находясь вместе с Лесли под одним одеялом, начинает приставать к ней. Он говорит, что у него «встал», и он хочет заняться с ней настоящим сексом на глазах у зрительного зала. Как только он наваливается на Лесли, мы понимаем, что сцена началась.
Персонаж Риггана врывается на сцену и наставляет на «любовничков» пистолет. Майк выпрыгивает из-под одеяла, демонстрируя всем окружающим свою мощную эрекцию. Видно, как Риггана это ошеломило, но он пытается, как ни в чем не бывало, закончить сцену. Он читает свой финальный монолог перед аудиторией, которая ухахатывается над непотребным поведением пениса Майка. В конце концов, он провозглашает, что не ощущает себя в этом мире, что он никто и его здесь нет, после чего, стреляет себе в висок. Конец пьесы. Зал аплодирует, актеры кланяются. Можно сказать, что это успех.
Лесли само собой выпала в осадок от всего происходящего. Ригган идет к ней в гримерку, чтобы успокоить. Он говорит, что она очень смелая и удивительная. Лаура сидит рядом с ними и после того, как Ригган уходит, она говорит Лесли, что за всё время, что они с Ригганом были вместе, он никогда не говорил ей таких приятных слов. Лаура и Лесли, немного приноровившись, начинают целоваться. Тут, почти сразу в гримерку пробивается Майк, пытаясь оправдаться перед Лесли, но она не хочет его слушать и выгоняет нахала, «запульнув» в него тапок.
Ригган все ещё зол на Майка. Майк опять выказывает недовольство Риггану по поводу пьесы, коря его на этот раз за неправдоподобно выглядящий пистолет. По его мнению, этот муляж смехотворен в своей красной затычке и даже близко не похож на реальный ствол, так что тот не способен его напугать.
Майк поднимается на крышу покурить и встречает там Сэм, сидящую на краю парапета. Они играют в «правду или действие». Сэм пытается флиртовать с ним, открыто намекая на симпатию, которую она испытывает к Майку. Но он отталкивает девушку, объясняя это тем, что эрекция, которая была у него на сцене – это была первая эрекция за долгое время. Он не думает, что справится, даже если сильно захочет. Он говорит, что хотел бы вырвать её глаза и увидеть город, каким его видит молодая наивная девушка. Она выходит из себя и покидает крышу.
На следующий день в газете появляется статья о пьесе. На первой полосе представлено интервью с Майком, где он присваивает себе историю о Раймонде Карвере, о его пьесе и записке на салфетке. Ближе к концу газеты оказывается и маленькая заметка с упоминанием Риггана. Ригган в бешенстве. Он громит свою комнату в отеле, в том числе и разбивает постер с Бёрдмэном, используя телепатию. На этом Ригган не успокаивается. Он находит Майка, который расслабляется в солярии, выдергивает его и тащит в кафетерий, где нападает на него и пытается подраться.
И снова пьеса идет полным ходом. Скоро финальная сцена. Ригган переодевается за кулисами. Краем глаза он замечает воркующих вместе голубков, Майка и Сэм. Он решает покурить снаружи, пока не настало время его выхода. Вдруг дверь захлопывается, прижав халат Риггана, а он в свою очередь оказывается на улице. В одних трусах он совершает марш-бросок от задней двери к главному входу, пробиваясь через толпы людей, которые не то что бы шокированы, скорее больше заинтересованы происходящим. Они окрикивают Риггана и снимают на всевозможную технику. Ему удается пробраться обратно в театр, затем он выходит на сцену в нужный момент, правда, выходит, что с другой стороны зала. Ему приходится изобразить пистолет, используя свой указательный палец. Один из членов труппы быстро реагирует и вкладывает пистолет Риггану в руку. Сцена заканчивается. Вот такое эффектное завершение.
После шоу Ригган отправляется в бар и встречается там с Табитой. Он покупает ей коктейль и, чтобы начать разговор, пересказывает ей историю своего знакомства с Реймондом Карвером (история про салфетку). Она говорит, что её это не волнует. Она собирается похоронить его пьесу завтра, потому что она пренебрежительно относится кинозвездам, которые любят притворяться актерами живых жанров. Ригган говорит, что он и есть актер, на что собеседница отвечает, что он – всего лишь знаменитость.
Ригган напивается в стельку, после чего вываливается из бара. На следующее утро он просыпается прямо на улице. Он встает и начинает уверенно шагать вдоль дороги. Голос Бердмэна теперь принимает материальную форму и преследует Риггана в прямом смысле. Он говорит, что ему не нужна эта пьеса. “Возвращайся в Голивуд и сними нового Бёрдмэна”, – говорит супергерой. Все полюбят его, и тогда они разбогатеют. В воображении Риггана город становится местом действия крутого блокбастера, с взрывами, вертолетами и гигансткими роботами. Он возвращается к реальности и поднимается на крышу здания. Какой-то человек выходит и просит его спуститься с уступа. Ригган слушается. Человек спрашивает, все ли у него хорошо. Ригган отвечает положительно, после чего разворачивается и с разбегу прыгает с крыши здания. Он воспаряет над городом, словно супергерой, с воодушевлением покоряя небесное пространство. Затем он направляется ко входу театра Сент-Джеймс, после чего заходит внутрь. Показывают, как таксист, оставшийся снаружи, бесится от того, что ему не заплатили.
Ригган сталкивается с Сэм. Он говорит ей, что она делает очень важную работу и спрашивает, что у неё происходит в жизни. Они начинают говорить по душам. Сэм ставит засечки на туалетной бумаге и объясняет это тем, что их учили этому в реабилитационном центре. Каждая палочка обозначает 1000 лет. Небольшой обрывок бумаги – это время, которое существует человечество на Земле. Остальная часть рулона представляет собой все время существование планеты. Это помогает мыслить перспективно. Ригган говорит ей, что эта пьеса – шанс сделать, наконец, что-то важное для него. В ответ он слышит: “Ты ничего не понимаешь. Это не важно. И ты не важен. Ничто не важно. Всё – лишь тире на туалетной бумаге.”
Лаура говорит Риггану, что он может не беспокоиться по поводу беременности, потому что она соврала ему. Сэм и Майк занимаются любовью на стропилах над сценой.
Ночь премьеры. Гримерка Риггана уставлена цветами. Среди них нет цветов, которые он любит. Заходит Сильвия и между двоими состоится душевный разговор. Она желает ему удачи. Ригган рассказывает, что в ночь, когда она поймала его изменяющего ей, он вышел на улицу и забрался в океан, пытаясь утопиться. Однако его били током медузы, и он поплелся обратно к берегу. Она вспоминает, как тогда он наврал ей, что обгорел на солнце. Он говорит, что не должен облажаться с сегодняшней пьесой, ведь это его шанс сделать, наконец, хоть что-то правильно.
Когда Сильвия уходит, Ригган достает настоящий пистолет и выходит на сцену. Он читает свой длинный монолог о том, как он понял, что он – никто, а затем стреляет себе в голову. Аудитория повергнута в шок, и все, кроме Табиты (которая уходит восвояси), аплодируют стоя.
Ракеты снова разрезают воздух.
Медуза лежит на берегу.
Место действия: палата Риггана в госпитале
Джейк докладывает Риггану, что пьеса имела успех, и ему таки удалось открыть новую эру театрального искусства, которую журналы назвали Ультра-реализмом. Все подумали, что Ригган не знал, что держит настоящий пистолет, поэтому в одной из рецензий было сказано: “Неожиданное достоинство невежества”.
Лицо Риггана перемотано бинтами, которые закрывают ту же самую часть, которой закрыто лицо Бёрдмэна. Сэм приносит ему его любимые цветы. По всей видимости, ему посчастливилось промахнуться в упор и задеть только свой нос. Сэм выходит поискать вазу. Ригган встает и направляется в уборную. Он снимает повязки и смотрит на себя в зеркало. Он возвращается обратно в комнату с койкой и видит через окно резвящихся в небе птиц. Он распахивает окно и встает на подоконник. Когда Сэм возвращается, Риггана уже нет. Сэм обеспокоенно подбегает к открытому окну, выглядывает из него и смотрит на землю. Но там никого нет. Тогда она поднимает взгляд и устремляет его в небо. На её лице появляется улыбка.
Дальше нас ждут финальные титры, с появлением которых мы и осознаем, что мгновение назад перед нами была концовка фильма Бердмэн. А значит подошли к концу практически 2 часа превосходно смонтированного и оставляющего море приятных эмоций фильма, который вряд ли оставит равнодушным кого-то из зрителей. Это всегда прекрасно, когда фильм полагается не только на сюжет, но и на мастерство присутствующих в киноряде актеров, которые, совершенно точно можно сказать, оказались в этом фильме не случайно, а, напротив, отлично вжились в роли и предстали перед нами в образах по-настоящему живых персонажей. Браво! Спасибо за прекрасную картину «Бердмэн», которую не зря считают одним из лучших фильмов 2014 года.
Спасибо за полный сюжет фильма! Было лень смотреть, но интересно о чем фильм. Теперь знаю
И зря, один оператор чего стоит.
Фильм ерунда, про психа-неудачника, а так пустой с закосом под арт хаус
Подобно аналогии с Бердмэном и Бэтменом Китона, персонаж Эдварда Нортона является пародией на него самого, так как согласно его репутации с ним очень сложно работать.
Фильм очень глубокий, о страстях человеческих, о работе на износ настоящих актёров, живущих именно на сцене, готовых пройти через все невзгоды личной жизни, чтобы донести до зрителя мысль драматурга.
При этом в голове Риггана постоянно слышится внутренний голос, он же альтерэго — Бёрдмэн, супергерой из его прошлого, который пытается заставить героя бросить театр и вернуться в кино снимать блокбастеры со взрывами для массового зрителя. Благодаря этому и предварительной организационной работе съёмки прошли менее чем за месяц, а монтаж занял две недели.